Обслуживание и ремонт пневмосистем европейских грузовиков
Оборудование европейских грузовиков включает устройства и механизмы, приводимые в действие сжатым воздухом. Их функционирование обеспечивают компоненты пневмосистем, которые являются, в том числе исполнительными органами в системе торможения, механизме сцепления и пневмоподвеске автомобилей. Исправное состояние компонентов автомобильных пневматических систем, диагностика, своевременное выявление и устранение неисправностей связано с обеспечением безопасности движения и грузоперевозок.
Грузовые автомобили европейских марок в настоящее время оборудуются современными пневматическими системами и устройствами, таких ведущих компаний-производителей в этом секторе автопрома как WABCO, Knorr-Brеmsе, Haldex.
Это:
- Система подготовки воздуха;
- Пневматическая тормозная система автомобиля, прицепа;
- Антиблокировочная система (АВS);
- Тормозная система с электронным управлением (EBS);
- Пневмогидроусилитель сцепления (ПГУ);
- Система пневмоподвески (ECAS);
Обслуживание пневмосистем грузовика рекомендуют, начиная с сервисных книжек, проводить в плановом порядке. С учетом зимних условий лучше это делать сезонно и не реже одного раза в год. При этом, качественное ТО и в полном объеме можно провести только в специализированном предприятии автосервиса, либо крупных технических центрах, в ходе которого:
Проверяется:
- рабочее давление в пневмосистеме (для большинства европейских грузовиков не более 8 атмосфер, у Volvo FH-12 – 12);
- плотность соединений;
- наличие влаги, масла в пневмосистеме;
- работоспособность всех компонентов (компрессор, клапаны; краны; пневмоцилиндры и пневморессоры).
- Осуществляется замена картриджа осушителя (рекомендуется его ежегодная замена).
Неисправности пневмосистемы
Нарушения в работе или полный отказ пневмосистемы, как правило, возникает из-за неисправности компонентов (пневмоклапаны, пневмокраны), так же пневмотрубопроводов и штуцеров. Лечится оперативно, как правило, заменой, а в отдельных случаях ремонтируется с использованием ремкомплекта.
Значительно больше неприятностей грузоперевозчику приносят неисправности в системе подготовки воздуха, главным компонентом которой и сердцем пневмосистемы грузовика является компрессор. Неисправности компрессора – это не пара незаметных пустяков, а целое расстройство и нередко означает:
- Полный “STOP” и эвакуация автомобиля на СТО;
- Дорогостоящий ремонт или замена устройства;
- Устранение последствий неисправности.
Основные признаки неисправностей компрессоров в европейских грузовиках и их причины знают практически все специалисты СТО, обслуживающие пневмосистемы грузовиков, а эффективные способы ремонта может дать только опыт:
Из классики жанра
Выдавливание охлаждающей жидкости из-под крышки радиатора. Не всегда признак неисправности ДВС (пробой прокладки ГБЦ, трещина в гильзе). Пробитая прокладка между головкой и плиту с лепестковыми клапанами компрессора дает аналогичную картину маслом, но, в дополнение еще и наличие охлаждающей жидкости в пневмосистеме.
Неисправность устраняется путем замены прокладки и поршневой группы компрессора, удалением антифриза из пневмосистемы и добавлением его в систему охлаждения ДВС. При желании удешевить ремонт и заменить только прокладку можно оказаться на СТО с “беременной” головой. Оно Вам надо? Или Вы забыли, что в компрессоре уже плескался антифриз или немножко воды? Тогда получите результат – «отремонтированный» компрессор отказываетсятся качать воздух, а осушитель начнет получать сразу столько масла, сколько ему нельзя.
Появление большого количества масла в пневмосистеме (ресиверах, осушителе) характеризует износ цилиндропоршневой группы (кольца, поршни, цилиндры). Это вторая распространенная причина, которая возникает как самостоятельно, так и как вследствие предыдущей неисправности. Восстановление работоспособности компрессора достигается путем замены элементов цилиндропоршневой группы (поршневых колец, поршней, цилиндров) из ремкомплекта.
При этом:
- наиболее ремонтопригодным является одноцилиндровый компрессор грузовиков марки «Mercedes Benz», так как ремкомплект для него включает не только поршень и кольца, но и сами цилиндры. Последние в процессе эксплуатации так же изнашиваются и требуют замены;
- ремкомплект для двухцилиндровых компрессоров от Scania и Volvo при высокой стоимости не содержит цилиндров. Замена только поршней и колец не всегда приводит к устранению неисправности. В этом случае заменить компрессор на новый или бу будет более рациональным решением.
Примечательно, что обоими болячками склонны страдать компрессоры грузовиков MANпоследних годов выпуска, в том числе;
- после 50 тыс. км пробега начинает поступать машинное масло в пневмосистему; после 80-90 тыс. км – компрессоры начинает качать воздух в пневмосистему и в систему охлаждения. Причиной является – пробой одновременно трех верхних прокладок задних головок двухцилиндрового компрессора.
Перечисленные неисправности скорее начинают, а не заканчивают известный мастерам нашего техцентра перечень возможных неисправностей, пневмосистем грузовых автомашин европейских марок в исправном состоянии. Им известны и эффективные решения ремонта пневмосистемы, и рекомендаций по поддержанию «пневматики» автомобиля в исправном состоянии. А, это хороший повод обратиться за помощью к специалистам центра.